В
странах Запада известны и достаточно распространены следующие
сексуальные комплексы: Алисы в стране чудес, Титании, Рыцаря и
Развратника, Мессалины, Золушки, Дон Кихота, Мадонны и Блудницы,
донжуанизм, комплексы Отелло, Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды. Комплекс
Алисы в стране чудес развивается у женщин, живущих в мире фантазии. Их
богатое воображение создает сценарий любви, идеальный союз, в котором
каждый из партнеров играет определенную роль. Эти мечтания ведут к
тому, что женщины с таким комплексом живут ожиданием встречи с
партнером - воплощением их фантазий. При
комплексе Титании женщина создает в своем воображении образ идеального
мужчины, которого ищет всю жизнь. Мужской идеал формируется под
влиянием литературных персонажей, героев фильмов. Герои романов или
актеры включаются в сексуальные фантазии, в частности, во время
сексуального контакта женщина представляет себе в качестве партнера
другое лицо. Суть
комплекса Рьцаря и Развратника заключается в том, что женщина ищет в
мужчине одновременно и рыцаря, и развратника. В этом комплексе
присутствуют два разных типа: Рыцарь, как воплощение мужественности,
благородной силы, внушающей доверие, чувство безопасности, опоры у
обожающей его женщины, романтической, чистой и невинной, и Развратник -
олицетворение грубой, стихийной мужской силы, суперсексуальный мужчина.
Комплекс
Мессалины присущ женщинам страстным, чувственным, сексуально
возбудимым, предъявляющим повышенные требования к партнеру, меняющим
партнеров, то есть женщинам оргиастической культуры секса. В разные
периоды истории сексуальные качества женщины ценились очень высоко, но
и сегодня многие считают привлекательным образ чувственной женщины,
полагая, что страсть, чувственность - главное в браке. Комплекс
Золушки отражает пассивную жизненную позицию женщины, ожидающей принца
из сказки, который введет ее в мир приключений, красоты, комфорта.
Мечты о необыкновенном, красивом мужчине типичны для ранней юности, но
у некоторых женщин они сохраняются и в зрелом возрасте. Такие женщины
мечтают о том, чтобы их обожали, замечали, вводили в большой свет. При
комплексе Дон Кихота мужчина проявляет по отношению к женщине
иллюзорные ожидания и желания, говорит о ней с обожанием, идеализирует
ее, возводит на пьедестал, поклоняется ей. Название
комплекса Мадонны и Блудницы весьма точно определяет поведение многих
мужчин, воспитанных на традициях западной культуры. Он состоит в
противоречивой оценке женщин мужчинами. С одной стороны, они
подчеркивают ценность женственности, верности, добродетели,
преданности, с другой - ценят женщин чувственных, доступных,
кокетливых. Одну
одаривают духовной любовью, выбирают в жены и матери, к другой
испытывают вожделение, у нее чаще ищут удовлетворения своих сексуальных
потребностей. Нередко такие мужчины прямо делят женщин на две
категории: женщины-жены и женщины-любовницы.
Это весьма
распространенный комплекс. Даже поверхностное знакомство с историей
культуры показывает, откуда происходит этот комплекс - он представляет
собой следствие двойной морали, свойственной мужчинам, и специфического
воспитания, культивирующего признание их превосходства. Донжуанизмом
называют стиль поведения, цель которого - завоевывать женщин, обладать
ими только для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Чем
большее количество любовных связей у таких мужчин, тем сильнее они
укрепляются в осознании собственной мужской ценности. Женщина при этом
рассматривается как вещь, которая после того, как ею овладели, теряет
свою ценность и интерес. Комплекс
Отелло состоит в патологической ревности. Мужчины с таким комплексом
ревнуют свою партнершу чаще всего под действием алкоголя, рисуя в своем
сознании сцены измены. Этот комплекс следует считать скорее проявлением
страха перед женщиной, боязни быть осмеянным, потерять собственное
достоинство, чем результатом стремления безраздельно владеть женщиной. Комплексом
Ромео и Джульетты считают любовь с первого взгляда, стремление к
скорейшему заключению брака. Его происхождение связано с запретом
добрачных контактов, когда половая любовь допускалась только в браке.
Потребность соединиться при этом комплексе так сильна, что позволяет
влюбленным преодолевать все препятствия, встречающиеся на их пути. В
наше время этот комплекс практически не встречается, поскольку терпимое
отношение к добрачным половым контактам распространено повсеместно и
вступление в брак также не представляет большой проблемы. В комплексе
Тристана и Изолъды соединяются эротизм и чувство вины. Лица с этим
комплексом, нарушив запрет добрачной половой связи, испытывают
противоречивые чувства: с одной стороны - сексуальное удовлетворение, с
другой - чувство вины за нарушение признанной ими моральной нормы. Следует
сказать, что рассмотренные выше комплексы сами по себе еще не являются
патологией и не вызывают сексуальных нарушений, они лишь создают фон
для их развития. Подобную роль играют и сексуальные мифы, например, миф
о роковой женщине, эротическом рае, золотом веке и т.п. Комплексы в
поведении, мифы, формируя определенные установки в отношении секса или
партнера, могут способствовать созданию условий для развития нарушений
сексуального здоровья. Миф о роковой, фатальной женщине характерен
почти для всех культур, где доминируют мужчины. Фатальность
женщины при этом выражается по-разному, но чаще всего женщина кажется
воплощением злого божества, злой силы, совратительницей мужчины и т.п.
Общекультурным мифом является и эротический рай, в котором отражаются
черты, характерные для той или иной культуры. Например, в мусульманском
раю гурии дают вечное сексуальное наслаждение мужчинам, а в
христианском - человек переходит от земной любви к любви божественной. Формированию
сексуальных комплексов и сексуальных психотравм, которые в дальнейшем
могут сказаться на сексуальном поведении, способствует неправильное
воспитание. Существуют комплексы, имеющие широкое распространение в
мире. К ним относится, например, комплекс, который появляется у женщины
после рождения ребенка и заключается в резком изменении ее отношения к
мужчине - позитивного либо, наоборот, негативного. В последнем случае
мужчина низводится до роли "трутня". Наиболее частыми причинами сексуальных психотравм в детском возрасте являются следующие применяемые родителями меры или ситуации, которые могут в будущем обусловить отрицательное отношение к половой жизни:
• суровое
наказание мальчика или девочки за детские сексуальные игры,
сопровождаемые "объяснением", что подобные игры омерзительны; • внушение детям, что половая жизнь греховна и отвратительна;
• ситуация, когда ребенок случайно увидит половой акт и истолкует его как форму взаимного издевательства людей;
• испуг,
который могут вызвать у неподготовленного ребенка физиологические
проявления сексуальности - мастурбация, спонтанные эрекции,
менструация, эротические сновидения. Перечисленные факторы могут стать причиной образования комплекса сексуальной неполноценности.
Изменения в
культуре, столкновение различных пластов культуры, в частности при
межнациональных браках, образуют свои собственные комплексы и мифы,
которые в дальнейшем могут стать основой для возникновения сексуальных
нарушений.
Источник: http://www.info.texnuka.ru/21.htm |